map_icon 400087 г. Волгоград, ул. Невская 11А офис 12
mail_icon govorunya17@mail.ru
tel_icon +7 968-285-44-85
tel_icon 600-407

Развитие сенсорных и познавательных процессов детей 6,5-7 лет с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети совершенно не готовы к школьному обучению по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР: снижение работоспособности; неустойчивость внимания; более низкий уровень развития восприятия; недостаточная продуктивность произвольной памяти; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; своеобразное поведение; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения. Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с первых дней обучения в школе. Практический опыт работы педагогов  коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем у детей в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного роста и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.

Сенсорное развитие составляет основу развития высших психических функций. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит успешность процесса его «вхождения» в окружающий мир.

В 2016-2017 учебном году в МОУ Школу-интернат Краснооктябрьского района Волгограда  по заключениям ЦПМПК в 1 коррекционный класс было зачислено 8 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР с множественными нарушениями), с рекомендацией обучения по программе ФГОС НОО ОВЗ (вариант 7.2).

Перед педагогическим коллективом стала задача – организовать целенаправленное, непрерывное коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей, а также подготовить обучающихся к усвоению программного материала с требованиями ФГОС НОО в соответствии АООП ФГОС НОО ОВЗ  вариант 7.2.  А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у обучающихся, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Поэтому возникла потребность в разработке  педагогом-психологом коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по развитию сенсорных и познавательных процессов.  В программе так же  отведены занятия по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков. Необходимость такой работы объясняется тесной связью сенсорной и моторной систем.

В структуру программы входят пять основных разделов: социальное развитие, сенсорное восприятие, развитие мышления, ознакомление с окружающим миром и развитие речи.  Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из следующих  блоков: ритуал приветствия, разминка, основная часть (работа по теме), заключительная часть,  ритуал прощания.

Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка обучающегося к предстоящей деятельности.

Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя дидактическую или подвижную игру, письменные задания, если это необходимо по теме занятия.

Целью заключительной части является проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, подведение итогов прошедшего занятия.

Главный принцип программы — принцип учета ведущей деятельности и возрастных особенностей. Ведущая деятельность детей с задержкой психического развития возраста 6-7 лет – игра. Поэтому упражнения и задания преподносятся детям в игровой форме. Дидактические игры используются в основной части занятия.

  1. Игры на формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции. Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
  2. Игры на формирование представлений о себе и о других. Цель: формирование представлений о самом себе и позитивного отношения ребенка к себе; формирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками.
  3. Игры на развитие внимания. Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, учить ориентироваться в пространстве, учить запоминать.
  4. Игры на развитие зрительного восприятия формы. Цель: учить воспринимать плоскостную форму, геометрические формы, объемные формы, учить делать выбор по представлению.
  5. Игры на зрительное восприятие величины. Цель: учить определять зрительно предметы резко различной величины, соотносить предметы по величине.
  6. Игры на зрительное восприятие цвета. Цель: учить различать цвета, выбирать цвет по образцу, ориентироваться на цвет, как значимый признак.
  7. Игры на формирование целостного образа предмета. Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других, узнавать предмет в рисунке, соотносить название предмета с его изображением.
  8. Игры на восприятие пространства и ориентировку в нем. Цель: учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции, располагать предметы на листе бумаги, учить ориентироваться в помещении.
  9. Игры на формирование пространственных представлений. Цель: формировать представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, учить детей находить изображение нескольких предметов по словесному описанию из пространственного расположения, учить ориентироваться в реальном пространстве.
  10. Игры на развитие тактильно-двигательного восприятия. Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, различать форму на ощупь, учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин.
  11. Игры на развитие неречевого слуха. Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, учить различать звучание двух резко различных инструментов, учить быстро реагировать на звук.
  12. Игры на развитие речевого слуха. Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию.
  13. Игры на развитие вкусовой чувствительности. Цель: познакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания, учить определять продукты питания на вкус, учить дифференцировать продукты питания по вкусовым признакам.

В разминке используются следующие упражнения:

Кошелева И. В., педагог-психолог,

МОУ Школа-интернат г. Волгоград

Список литературы

  1. Катаева А. А., Е. А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении детей с отклонениями в развитии. —  М., 2001.
  2. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. — СПб.: Речь, 2006.
  3. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. —  М., 2015.
  5. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. — М., 1990.