map_icon 400087 г. Волгоград, ул. Невская 11А офис 12 mail_icon govorunya17@mail.ru tel_icon +7 968-285-44-85 tel_icon 600-407
Поделиться

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС). К сожалению, число выявленных детей с данным диагнозом в нашей стране резко увеличилось. Согласно статистике, РАС встречается у одного ребенка из 88, причем у мальчиков в 5 раз чаще.

В системе общей образовательной интеграции (инклюзии) педагогам и психологам приходится работать с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические черты.

Одним из основных направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей с РАС, является создание положительного эмоционального контакта педагога с обучающимся. Личное отношение к ученику с РАС первостепенно в общении, так как эти дети не воспринимают фронтальное обращение ко всему классу и фронтальную инструкцию для всех обучающихся класса. Педагогу и психологу необходимо обращаться непосредственно именно к нему, называя по имени, обязательно дополнительно повторить задание для этого ученика. В конце урока обязательно нужно говорить о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что «он вел себя как хороший, умный ученик». Этим мы добиваемся постепенного освоения ребенком роли ученика, школьника.

Большинство срывов в поведении у детей с РАС возникает на фоне общей напряженности, конфликтов учеников друг с другом, повышенной возбудимости и нервозности педагога. Поэтому создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в классе – будет залогом успешной адаптации для этого ученика, особенно в начале обучения. Педагог обязательно должен работать над созданием положительной репутации ученика с РАС, ведь очень часто его поведение может пугать других детей или наоборот, стать причиной насмешек со стороны одноклассников. Педагогу, желательно, корректно подчеркивать свою симпатию к «особому» ученику. Перемены после урока тоже должны быть специально организованы. Для ребенка с РАС важно быть рядом с доброжелательными сверстниками. Его включение во взаимодействие с другими детьми должно происходить поэтапно: наблюдать за игрой, слушать речь и разговоры одноклассников, пытаться понять их интерес к игре, понять правила игры, осознать процесс игры, первое (кратковременное) включение в игру. Весь цикл может повториться несколько раз, до того момента, когда ребенок с РАС вступит во взаимодействие с другими ребятами, к которому он так стремится. Очень важно при психологическом сопровождении ученика с РАС, учитывать его личностные особенности. Эти дети очень чувствительны и ранимы. Для них очень значимо «чувство успешности». Поэтому педагог должен помочь ребенку, выбрав ему тот вариант задания, с которым он обязательно справится и будет «как все».

Педагогу необходимо оставаться всегда спокойным и предлагать ребенку адекватную помощь в решении учебных задач. В работе можно использовать следующий педагогический прием: создать для ребенка впечатление, что он справился с заданием, а затем на фоне этого «успеха», начинать отработку навыка.

В организации учебного процесса нужно учитывать, что ситуация самостоятельного выбора очень психотравмирующая для ученика с РАС. Достаточно длительное время, педагогу надо предлагать ребенку задания, с которыми он точно справится, для того, чтобы ученик накопил значительный опыт успешности.

Дети с РАС с трудом переносят свои «провалы». Говоря о психолого-педагогическом сопровождении «особенного» ученика, необходимо уделять внимание организации учебного времени, использовании стереотипов поведения. Основная задача педагога на этом этапе – спровоцировать ребенка на достаточно сложные действия. Например, открытая вовремя дверь и виднеющаяся за ней ковровая дорожка или лестница, без нашей инструкции организуют движение ребенка в необходимом направлении. Растерянность, тревога аутичного ребенка уменьшаются, если он четко усвоит свое основное место занятий в школе, и что он должен делать во всех других местах здания, где он бывает.

Ученику с РАС необходима помощь в организации себя во времени. Для этого педагогу нужно четко проговаривать расписание каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой. При работе на уроке, место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало аутичного ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. На парте должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания. Остальные материалы должны быть убраны в ящик.

Педагог и психолог должны своевременно оказывать ребенку дополнительную индивидуальную помощь. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков. Трудности могут и не появиться. Но даже если они возникают, при педагогическом терпении и понимании почти все они значительно сглаживаются уже в течение первого года обучения. Справиться с ними можно, только дав ребенку с РАС реальный опыт обучения вместе с другими детьми. Никакая индивидуальная работа не может заменить подобный опыт.

Кошелева И. В., педагог-психолог

Список литературы

  1.  Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. М., 2004.
  2. Инклюзивное образование. / Под ред. М.С. Староверовой. М., 2014.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2007.
  4. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. / Под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М., 2012.