map_icon 400087 г. Волгоград, ул. Невская 11А офис 12
mail_icon govorunya17@mail.ru
tel_icon +7 968-285-44-85

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева — учимся читать

Чтение – это первое, чему начинают обучать детей в школе. Одному ребенку занятие дается легко, для другого становится настоящим испытанием. Для того чтобы избежать существенной нагрузки на малыша, нужно заранее уделить время для его развития. Существует множество методик, к которым можно прибегнуть, но именно система Зайцева является одной из самых эффективных и простых. Это обучение в виде интересной игры подходит детям любого возраста, а также малышам, имеющих особенности развития.

Создатель методики Николай Зайцев

Автор системы окончил педагогический институт, обучаясь на филологическом факультете. На последнем курсе он проходил практику в Индонезии, работая переводчиком, тогда ему и пришла мысль о создании методики для обучения русскому языку.

Николаю приходилось обучать взрослых людей во время практики, и он создавал различные приемы, чтобы процесс проходил качественно, быстро и непринужденно. Усовершенствовав свою систему, молодой педагог тестировал ее в школе родной страны на средних классах, но ученики, привыкшие заучивать правила, а не понимать их, не смогли перестроиться.

Поняв основную проблему, Николай Александрович Зайцев попробовал методику на ребятах дошкольного возраста. И вот здесь он достиг ошеломляющих результатов. Переведя свою систему в игровую форму и используя кубики, педагог за несколько занятий смог обучить грамоте даже тех ребят, у которых были трудности с этим. Игровой материал с тех пор не претерпел изменений в своей основе.

Комплектация набора кубиков

В комплекте находится 61 кубик, картонные таблицы, карточки из картона и аудиодиск. В методическом пособии подробно расписаны инструкции для занятий. Кубики делятся на большие, маленькие, «деревянные», «золотые» и «железные», содержащие мягкие, звонкие и глухие склады. Они могут быть уже готовыми или их понадобится склеить.

Справка: Элементы можно сделать своими руками, используя старые пластиковые кубы, обклеив их бумагой. Склады наносятся яркими фломастерами, а наполнением для кубов может служить все что угодно: опилки, обрезки брусьев, даже фасоль. Таблицы можно найти в интернете.

Кубики Зайцева можно взять в руки, крутить, ощущая вес и играть с ними, сам процесс исключает монотонность. Благодаря таблицам, входящим в комплектацию, легко запоминаются самые трудные правила. Именно поэтому система так популярна среди педагогов дошкольных учреждений.

Вместо слога – склад

Нанесенные склады на кубы и таблицы – это минимальная единица для запоминания ребенком, она состоит из одной или двух букв: «ло», «нь», «я» и так далее, в отличие от слога, который может состоять из 4 или даже 5 букв. Склад в данной методике записан на грани кубика. Их образуют:

На кубиках не используются по две согласных или гласных вместе. Склады хорошо ложатся на мелодию и подпевая их под разные мелодии, ребенок без труда находит нужный склад. Методическое пособие в комплекте используется как конспект для занятий.

Обучаясь по этой методике чтению, малыш начинает узнавать сразу все склады русского языка. При этом изобилие информации не вредит ребенку, а наоборот, дети устанавливают связи между числами и складами, и делают это быстро. Малышам недоедает такое занятие, потому что оно не примитивно само по себе.

Интересно: педагог Зайцев против азбук, в которых слова привязываются к предметам. Например: А-арбуз. Он считает это слишком сложным. Так как ребенок, встретив определенное слово, должен будет вспоминать картинки из азбуки и потом складывать из первых букв нужное слово.

С какого возраста можно начать обучение чтению

Один из больших плюсов методики в том, что начинать знакомство с кубиками можно, начиная уже с 6 месяцев. В этот период они будут восприниматься пока только как игрушки, но именно в этом возрасте рекомендуется начинать занятия. Склады проговариваются и пропеваются ребенку. До достижения им годовалого возраста следует систематически показывать ему кубики. Можно сложить название предмета из элементов и положить их на этот предмет, читая по складам для малыша.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть игры, но действовать надо постепенно. Для занятий используется пособие автора методики «Письмо. Чтение. Счет». В нем изложено много интересных вариантов, но всегда можно подключить фантазию и придумать собственные игры. Система обучения гибкая и примечательна тем, что ее можно подстроить под интересы и желания малыша. В среднем 5-летнему малышу потребуется около 10 занятий, чтобы уже начать читать без подсказок взрослого.

Игры и занятия по кубикам Зайцева

При помощи кубиков можно играть в любые игры, связанные с составлением названий из складов. Это могут быть названия: животных, растений, птиц, фруктов и т. д. Автор предлагает несколько вариантов, но в игры, придуманные вместе, малыш будет играть с большим удовольствием, так как учитываются его личные интересы.

Справка: лучше всего ориентироваться на настроение малыша, если его нет, то занятие надо отложить. Игры с кубиками подбираются легко под характер ребенка. Это могут быть тихие и спокойные, очень активные и другие виды занятий.

Варианты игр:

  1. Распевки по таблице. Взрослый пропевает склады по таблице, взяв любой столбик, двигаясь указкой сверху вниз. Затем он показывает их на кубиках. Пропевать необходимо четко, потому что малыши часто следят за учителем, а не за указкой. Затем ребенок сам захочет пропевать склады у таблицы.
  2. Волшебная башня. Строится высокий столбик из кубиков, и малышу надо сказать, что это волшебная башня, умеющая петь. Потом попросить ребенка показать пальцем кубик и взрослый пропевает склад, нанесенный на него. Через несколько дней можно петь вместе.
  3. Веселый паровозик. Кубики ставятся в виде вагончиков длинного паровоза, но используются не все элементы. Сначала малышу объясняется, что нужна определенная буква, затем показать, как она выглядит и собирать кубики, содержащие эту букву.

Кроме таких игр, можно загадывать загадки, чтобы ответ составлялся из кубиков. Или собрать слово из складов, показать ребенку, затем убрать и просить повторить слово в таблице.

Плюсы и минусы методики

Достоинства

Целей у методики несколько и все они достигаемы детьми любого возраста. Обучение успешно проходят малыши даже с нарушением зрения или слуха. Это очень простая строго систематизированная и наглядная методика, с которой дети справляются буквально играючи, незаметно для себя.

Многие дети, будучи еще дошкольниками, с удовольствием играют в карты, легко их освоив. Почему так происходит? Потому что карты, благодаря дизайну, просты для запоминания и ребенок без трудностей сохраняет в памяти сразу все 36 или 52 карты. Так же будет происходить и с кубиками, они понадобятся все, чтобы в первое же занятие начать писать слова.

Во время обучения ребенок не сидит, он двигается, бегает в поисках решений, поэтому такой процесс скорее напоминает путешествие, в котором совершается множество открытий. Методика Зайцева заключается в том, чтобы задействовать практически все виды восприятия: зрение, слух, осязание, и, конечно, активные движения.

Программа позволит добиться следующего:

Кубики в процессе игры с ними издают звуки, они отличаются по громкости, тембру и высоте, что будет способствовать формированию слуха, чувства ритма. При выполнении заданий также развивается мелкая моторика рук, которая необходима для развития интеллекта.

Недостатки

Минусов в данной системе очень мало, но в некоторых случаях можно столкнуться с трудностями. Это касается прежде всего извлечения отдельного звука из слова. У каждого человека за различные сферы высшей нервной деятельности ответственно левое и правое полушарие. Система Зайцева отлично подойдет тем детям, у которых больше развито образное мышление, за него отвечает правое полушарие мозга. Оно также наделяет человека хорошим воображением и музыкальностью.

Также логопеды отмечают, что малыш, не разобравшись, как сливать буквы, пропускает окончание слов, занимаясь по данной методике. Могут появиться проблемы с делением слов на слоги. На кубиках есть, например, склад «ВЭ», такое сочетание большая редкость в русском языке, поэтому могут возникать трудности в будущем, когда малыш будет писать букву «Э» после каждой твердой согласной вместо «Е».

Одним из минусов можно назвать стоимость комплекта, но его необязательно приобретать, ведь всегда можно обратиться в наш центр.

Центр «Говоруня»

В нашем детском логопедическом центре г. Волгограда созданы наилучшие условия для эффективной коррекционной работы. Специалисты центра оказывают комплексную помощь детям с различными видами нарушений. К вашим услугам дефектологи, логопеды, АВА-тераписты, которые применяют самые современные и эффективные виды терапий, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка.

Специалисты центра «Говоруня» помогут настроить артикуляцию и подберут комплекс упражнений для того, чтобы ребенок мог правильно говорить. Регулярное пропевание по методике Зайцева будет способствовать развитию речевого дыхания, дифференциации и автоматизации звуков и позволит развить ритмико-интонационную сторону речи.

Малыш избавится от проблем со звукопроизношением и научиться читать. К моменту поступления в школу он достигнет нужного уровня готовности к обучению в общеобразовательном учреждении. Обратившись в «Говоруню», вы можете быть уверены, что для малыша будет создана безопасная и доверительная атмосфера. Мы очень любим свою работу с детьми и поэтому получаем отличные результаты.