map_icon 400087 г. Волгоград, ул. Невская 11А офис 12
mail_icon govorunya17@mail.ru
tel_icon +7 968-285-44-85
tel_icon 600-407

Развитие мелкой моторики у ребенка

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский, известный педагог 20 века

Мелкая моторика – это совместная деятельность мышечной, костной и нервных систем (обычно еще и зрительной) для выполнения мелких и точных движений пальцами рук и ног. Мелкая моторика рук для детей подразумевает выполнение множества скоординированных простых и сложных действий – от хватания игрушки до умения рисовать.

Огромное влияние развития руки и пальцев ребенка на мышление и даже речь, отмечают все специалисты, изучающие психику детей. Если ребенок имеет развитую мышечную координацию, у него также наблюдается высокий уровень мышления, хорошая память, развиты воображение и внимательность. Связная речь также зависит от развития моторики, так как речевой центр находится рядом с областью мозга, отвечающую за координацию движений, поэтому при стимуляции двигательного центра, неизбежно развивается и способность малыша разговаривать. Обычно, если у ребенка уровень развития кисти руки находится в возрастной норме, то и проблем с развитием речи не наблюдается.

Мелкая моторика у ребенка развивается в течение всего периода взросления, она сопутствует его познанию мира и овладению речью, вместе с ней развивается логика и психика. Развитие мелкой моторики рук необходимо ребенку еще и потому что любая деятельность в будущем, например, прием пищи, завязывание шнурков, рисование и работа за компьютером будет требовать от него точных и скоординированных движений кистей рук и пальцев.

Когда начать развивать мелкую моторику

Большинство специалистов рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики с восьмимесячного возраста. В этот период кисти рук уже будут поддаваться тренировке, которая, в свою очередь, стимулирует соответствующие отделы головного мозга. Конечно, можно попробовать начать занятия и раньше, предложив малышу совершать действия с игрушками больших размеров, но результата может не быть, а для него это станет неудачным опытом. Многие продолжают занятия в период всего дошкольного возраста.

Упражнения для развития мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики весьма широк. К тому же, чем больше и разнообразнее приемы и развивающие игры для мелкой моторики, тем более полноценными будут занятия. Важным условием, конечно, является системность упражнений, постоянство, а также интерес для ребенка.

Помните! Любые игры с мелкими предметами – бусинками, мячиками, камешками должны происходить в присутствии взрослого, чтобы ребенок не поранился и не проглотил «игрушки».

Интересным и полезным упражнением для развития моторики являются «пальчиковые» игры. Обычно это простые, веселые истории, которые приключаются с пальчиками ребенка, они быстро запоминаются и могут усложнятся по мере развития малыша. Все помнят детскую сказку «Сорока-ворона»? Вот яркий пример простейшей «пальчиковой» игры.
Для максимального эффекта в упражнениях чередуются различные действия рук – сжимание, расслабление, махание, а также движение отдельными пальцами. Сперва большим и указательным.

Другой хороший способ развития моторики это лепка из пластилина или теста, к тому же, такие занятия дополнительно развивают воображение ребенка.

В центре логопедии и дефектологии «Говоруня» мы используем наиболее интересные и эффективные упражнения для развития мелкой моторики – мы любим рисовать и лепить, раскрашивать и делать аппликации, конструировать, учить родителей и детей специальной гимнастике. Все эти задания выполняются в специальном порядке и включают упражнения на расслабление рук, отвлекающие игры, разучивание стишков и многое другое.

Во время занятий коррекционный педагог использует словесный контакт с малышом, они поют и проговаривают действия – это создает хороший эмоциональный фон, учит подражать взрослому человеку, а также вслушиваться и понимать смысл речи.

В результате таких занятий, кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Конечно, родителям важно следовать рекомендациям коррекционного педагога в быту. Если выполнять, даже регулярно, упражнения для развития мелкой моторики, но не разговаривать с ребенком, его речь не разовьется достаточно. Очень важно постоянно задавать вопросы малышу, вовлекать его в разговор, рассказывать сказки и активно общаться в быту, наравне со взрослыми.

А если ребенок испытывает сложность с произношением звуков или отдельных букв, приходите к нашему профессиональному коррекционному педагогу и мы будем пробовать вместе! Систематические занятия способствуют успешной постановке речи и освоению правильной артикуляции, а рекомендации логопеда в Волгограде помогут сохранить и закрепить результат.